Освещение

Наибольшее количество сведений об окружающем мире человек получает благодаря зрению. Именно свет и тень являются главными инструментами и помощниками фотографа — управлять светотеневыми эффектами, определять направление световых лучей, регулировать их интенсивность, создавать систему контрастов и выбирать общую тональность кадра — главная задача профессиональных фотографов. Все названные аспекты свето-теневого решения являются неотъемлемой частью композиции кадра. Не зря фотоискусство называют искусством светотени.

Работая на натуре, фотографы в большинстве случаев используют естественное освещение, корректируя его направление и силу при помощи отражателей и различных приемов, а в закрытых помещениях (фото или кино студиях) применяются в основном искусственные источники света, которыми освещается объект, пространство вокруг объекта и фон, на котором происходит действие. В зависимости от назначения можно выделить следующие типы освещения:

  1. рисующий свет;
  2. заполняющий свет;
  3. моделирующий свет;
  4. контровой (контурный) свет;
  5. фоновой свет.

Рисующий свет считается основным видом света, так как позволяет при использовании получить светотеневой рисунок с богатой градацией теней. Для этого рекомендуется располагать источник рисующего света под углом к оптической оси объектива и выше точки съёмки. В этом случае Вы получите пластическое изображение с ярко выраженными объёмами и фактурами фигур и предметов для достижения нужного эффекта.

Заполняющий свет — поток света, подсвечивающий участки, на которые не ложится рисующий свет.

Светотональное решение кадра и контраст изображения напрямую зависят от интенсивности заполняющего света. В случае, если заполняющий свет является основным и работает без рисующего источника, он формирует общий характер изображения и называется тональным. Тональное световое решение часто наблюдается в природе — пасмурная погода, при которой на объектах съёмки наблюдается практически полное отсутствие теней.

Контровой (контурный) свет — создаётся источником, расположенным за объектом съёмки напротив камеры и направлен в сторону объектива для придания объекту живописности и хорошей прорисовки пространства за счёт создания на объекте светлой окантовки. Таким образом объект как бы обрисовывается таким светом.

Фоновой свет — световой луч, направленный на фон. Положение и интенсивность фонового света зависят от характера интерьера и основного замысла видеооператора или фотографа.

Моделирующий свет — это световой поток, направленный на деталь объекта, изобразительное значение которого - выявить и подчеркнуть некоторые черты объекта.