Композиция

Основными элементами (не путать со средствами, инструментами и т.п.) композиции кадра считаются:

  1. Границы кадра
  2. Формат кадра
  3. Сюжетно-композиционный центр кадра

Сам термин КАДР в переводе с французского означает "оправа, рамка". Изображение на фото или кино плёнке, в отличии от человеческого взгляда, формируется в пределах рамки, которая и называется границами кадра.

Ограничив поле зрения границами кадра, фотограф или видеооператор, в первую очередь, должен расположить в кадре не случайные, бессмысленные детали, а что-то, на что должно быть обращено внимание, что-то значительное в первую очередь для зрителя, тем самым подталкивая его к просмотру фотографии или фильма.

Зритель, глядя на фото или кино изображение, невольно ищет логическую законченность и гармонические закономерности композиции кадра. Заключенные в границах кадра предметы, на которые в обычных условиях человек мог не обратить внимание, должны вызвать у него определенную эмоциональную реакцию.

Угол охвата изображения взглядом человека

Правильное расположение границ кадра

Правильное расположение границ кадра

Не правильное расположение границ кадра

Композиционный центр. "Centrum" в переводе с латыни означает "острие циркуля". Каких бы ращмеров не был круг, описанный с помощью циркуля, центр у него всегда будет один. У композиции тоже есть центр, точнее даже должен быть. В композиции центр — та её часть, которая связывает отдельные элементы изображения и является главной в характеристике показанного объекта.

Сюжетный центр является центром воображаемых (силовых) линии, которыми можно обозначить расположенные в кадре объекты, составляющие композицию кадра. Они как бы стягиваются к этому центру. Эти линии могут соответствовать как реальным действиям, перемещениям людей или механизмов в пространстве, так и направлению взглядов персонажей, соответствуя задумке фотографа.

Для того, чтобы определять правильную композицию кадра, можно пользоваться правилом трех третей. Оно заключается в том, что основные сюжетные объекты должны располагаться по композиционным линиям или на их пересечениях. Данное правило весьма эффективно, так как направляет взгляд зрителя и привлекает его к рассмотрению важных элементов на фотографии. Также такое расположение объектов упорядочивает композицию.